вторник, 9 августа 2016 г.

Опыт воспитания в семье Никитиных

Опыт воспитания в семье Никитиных — взгляды, принципы и подходы к воспитанию детей педагогов Бориса Павловича Никитина и Лены Алексеевны Никитиной, выработанные ими в своей семье с семью детьми.  Никитины сформулировали и практически подтвердили ряд гипотез, относящихся к условиям формирования творческих способностей человека.







Опыт активно популяризировался Б. П. Никитиным, вызвал большой общественный интерес в советском обществе 60-х — 80-х годов, а также в Германии (ФРГ), Японии и других странах. В дом Никитиных приходили сотни посетителей. Книги Никитиных с 1963 по 2009 гг были выпущены общим тиражом более 7 млн экземпляров и переведены на 10 языков.
Воспитание «по Никитиным» связано с большой самоотдачей и сознательностью родителей. Сами Никитины считали, что оно опирается на три основных принципа:
  • создание благоприятных условий для физического и умственного развития детей (в том числе легкая одежда и спортивная обстановка в доме, множество развивающих пособий и игр),
  • свобода творчества детей в занятиях,
  • родительское неравнодушие.

Принципы Никитиных перекликаются с педагогикой сотрудничества, отчасти связаны с идеями А. С. Макаренко. Эти принципы — результаты осмысления Никитиными практики жизни с детьми в собственной семье.
Сами дети Никитиных считают, что подход к воспитанию, предложенный их родителями, значительно облегчает совместную жизнь взрослых и детей в семье, делает её полнее и интереснее, дает детям отличный «старт» для дальнейшего роста.



Никитиными были разработаны методики воспитания и развивающие игры. Эти игры популяризируются до сих пор разными авторами. Семья активно использовала спортивные тренажеры и весьма радикальную систему закаливания, якобы позволяющую свести к минимуму различные простудные заболевания у детей, а если дети заболевали — обходиться без лекарств. Борисом и Леной были написаны множество книг.Особенность раннего развития по Никитиным — начало развития младенца со времени вступления родителей в брак, зачатия, родов. Авторы утверждали: чем раньше начнётся активное развитие, тем лучше.



Б. П. Никитиным был введён термин НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей) — гипотеза, утверждающая, что с годами человек утрачивает способности к развитию (см. также: теориясензитивных периодов Монтессори[зона ближайшего развития Выготского). Эффективное развитие утрачивается безвозвратно. Существует определённое время и определённые условия для наиболее эффективного развития. У каждого человека они свои. Мерой НУВЭРС можно считать асинхронат — разрыв во времени между «моментом» созревания и началом развития. Согласно Никитину, основные способности закладываются в раннем дошкольном возрасте.

После выхода первой книги «Правы ли мы?» (1963 год) «методы Никитиных» были подвергнуты критике как отклонение от педагогических и медицинских норм. Право Никитиных на свой подход в педагогике поддержал А. А. Ляпунов. Положительную оценку дали такие специалисты, как Н. А. Амосов, И. А. Аршавский. Регулярно проводимые медицинские исследования не обнаруживали отклонений от нормы в здоровье детей Никитиных..


Уделяя большое внимание интеллектуальному развитию, Б. П. Никитин отдавал детей в школу сразу в старшие классы, или переводил из класса в класс с опережением. Все дети действительно почти не испытывали проблем с учебой как таковой, однако разница в возрасте (от 1 до 3 лет) создавала сильное психологическое напряжение и негативно сказывалась на общении с одноклассниками. Дополнительное давление создавала нараставшая слава семьи. Пятеро детей ушли в средние учебные заведения после 8 класса, двое — после 10 класса (пятеро закончили их с красными дипломами). В высших учебных заведениях дети учились уже со сверстниками. Из младших Никитиных никто своих детей не отправлял в школу раньше

Интересные факты

В 2012 году у Никитиных было 27 внуков и 3 правнука

Фильмы о семье Никитиных

  • «Правы ли мы?», 1965 г.
  • «Никитины», 1975 г.
  • «День в семье Никитиных» 1969 г., 2 ч. (н-п). О воспитании детей в семье.
  • «Самый долгий экзамен», 1977 г.

Интеллектуальные игры Никитиных


Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Б. П. и Л.А Никитиными для своих детей, изготовлялись вручную авторами и энтузиастами-родителями. Промышленным способом их впервые изготовили в Германии, а затем в Японии, где созданы никитинские детские сады, никитинские общества. И в России со временем в интеллектуальные игры Никитиных стали играть не только в семьях, но и в детских садах и школах


  • Сложи узор — игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов.
  • Уникуб — кубики вводят малыша в мир трёхмерного пространства.
  • Кирпичики — комплект игры состоит из 8 одинаковых брусков размером 20x40x80 мм
  • Дроби — 12 одинаковых кружков из картона, пластика, фанеры надо разметить и разделить на равные части: 1-й кружок остается целым, 2-й кружок делится на 2 части по диаметру, 3-й — на 3 части по радиусам и т. д. до 12 частей.
  • Сложи квадрат — 24 разноцветных квадрата из бумаги, разрезанные различным образом, наподобие танграма.
  • Внимание — детям на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, чёткий контур или условный знак. Потом его прячут, а малыш должен его нарисовать и возможно точнее.
  • Точечки — на цветной бумаге начерчены 44 квадрата, на них нарисованы точки и цифры.
  • Таблица сотни — вместе с таблицей цифр и двузначных чисел приводится их пересчёт точечками, которые сгруппированы по десяткам. Этот подход развит в таблицах Н. А. Зайцева.

Описано несколько дополнений к заданиям, не требующих отдельных материалов, но являющихся самостоятельными играми:
  • Внимание — угадай-ка,
  • План и карта,
  • КБ САМ (Конструкторское Бюро Самостоятельного Активного Мышления).
  • Обезьянка — до 3 лет дети похожи обычно на обезьянок. Наблюдая за старшими, копируя их действия, ребёнок учится и учится тем успешнее, чем точнее он повторяет эти действия, хотя и не всегда понимает их смысл. У старших детей умении копировать постепенно исчезает, а с нею слабеет и внимание к действиям старших. Игра заключается в том, что «мальчик» строит из двух кирпичиков какую-то модель, а «обезьянки» глядят на него и делают быстро точно такую же.
Обыгрываются модели известных предметов:
  • Часы — «детские часы» без механизма, стрелки ребёнок крутит сам.
  • Термометр — с подвижной шкалой вместо ртутного столбика.
  • Узелки — пособие состоит из двух соединённых рамок с прутом в каждой. В верхней рамке завязаны 14 узлов (образцов), расположенных по мере роста их сложности, а в нижней — отрезки шнура, чтобы можно было сделать точные копии верхних узлов.
Никитин популяризировал и развивал такие игры, как
  • Кубики для всех — трёхмерный аналог пентамино.
  • Рамки и вкладыши Монтессори
  • Конструктор
  • Таблица Пифагора — для игры необходимы три листа фанеры. Основной лист размечается на 100 квадратов. В центре каждого квадрата — круг с числом из таблицы Пифагора. Второй лист размечается точно так же, но все 100 кружков высверливаются. Третий лист ярко окрашен и свободно двигается между двумя первыми листами. Главное задание игры: «Кто быстрее сосчитает, сколько кружков окрашено?»

Библиография

  • Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. в 2 томах. — М: Самокат, 2015. Т.1: ISBN 978-5-91759-267-1, Т.2:ISBN 978-5-91759-359-3
  • Никитин Б. П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1985.
  • Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
  • Никитин Б. П. Детство без болезней. — С.- П. 1996.
  • Никитин Б. П. «Ступеньки творчества», М. Знание, 1976.
  • Никитин Б. П. «Интеллектуальные игры», М, Гея, 1994, тираж 32 000 экз.; изд. 5-е испр. 1998, тираж 10 000 экз.; изд. 5-е испр. 2000, тираж 10 000 экз.; изд. 5-е испр. доп. 2003, тираж 3 000 экз.; изд. 6-е испр. доп. с новым вступлением, Световид, 2009.
  • Никитины Б. и Л. «Первый день, первый год», М, Знание, 1978. Тираж 368 200 экз.; изд. 3-е 1994, тираж 70 000 экз.
  • Никитин Б. П. «Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней», Лениздат, 1990, тираж 270 000 экз.; изд. 2-е испр. 1991, тираж 100 000 экз.
  • Никитин Б. П. «Здоровое детство без лекарств и прививок», М, Лист Нью, изд. 6-е испр. и дополн., 2001. Тираж 4 000 экз.
  • Никитин Б. П., тест «Как измерить уровень развития ребёнка», М., 1997, тираж 1000
  • Никитины Б. П. и Л. А. Наши уроки, СПб., 1992, 30 000 экз.
  • Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. — М.: Молодая гвардия, 1979.
  • Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
  • Никитины Б. и Л. «Правы ли мы?», М.: АПН РСФСР, 1963.
  • Никитина Л. А. Мама или детский сад. — М.: Просвещение, 1990.
  • Никитина Л. А. Отчий дом. — 1982.
  • Никитина Л. А. Я учусь быть мамой. — 1983.
  • Никитина Л. А. Исповедь. — 1991.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%8B%D1%82_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D1%85

Комментариев нет:

Отправить комментарий