вторник, 6 сентября 2016 г.

Эмоциональный интеллект ребенка (EQ) и показатели его успеваемости.

(научно-исследовательская работа на МАН, защищала Кнышева Татьяна, 2015/16 уч.год.)
Сокращено.



Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence, EI) - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желание других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других
людей с целью решения практических задач.



Понятие эмоционального интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предусмотреть успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, которое состояло в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта ни оценивали эти способности.

Менее научным определением есть определение С. Дж. Стейна и Говарда Бука: эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «есть способностью правильно толковать обстоятельства и оказывать на них влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть волшебным».

Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами. Этого аспекта в 1872 году коснулся Чарльз Дарвин в своем труде «Выражение эмоций у людей и животных», где он писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации.

Проблемой эмоций и контроля над эмоциями много занимался основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он, в частности, считал, что первые законы и предписания этики, такие как «Свод законов Хаммурапи» (XVIII век до н. Э.,Вавилон) или эдикт императора Ашоки, можно расценивать именно как первые попытки обуздать и цивилизовать проявления эмоций. В 1920 году профессор Эдвард Торндайк впервые ввел понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».

В 1926 году был создан и получил широкое распространение первый тест (тест-анкета) для измерения социального интеллекта - George Washington Social Intelligence Test. Важный вклад в исследование интеллекта внес Дэвид Уэкслер, который рассматривал интеллект как «совокупную способность индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром ». В 1940 году он написал публикацию, в которой разделил способности человека на "интеллектуальные" и "неинтеллектуальные", и сделал вывод, что именно "неинтеллектуальные" способности являются ключевыми при прогнозе жизненного успеха.

В 1960-х впервые стало фигурировать понятие именно эмоционального интеллекта. В 1975 году Клод Штайнер разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy (изд. Avon Books, Нью-Йорк, 1997).

Расцвет теории эмоционального интеллекта пришелся на 1980-е и 1990-е. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввел понятие эмоционального коэффициента EQ (англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ). Наконец, в 1990 году вышла влиятельная статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект», которая фактически определила современное понимание эмоционального интеллекта.

В 1995 году научный журналист Дэниэл Гоулман (англ. Daniel Goleman) опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence. Издания этой книги на разных языках имеют совокупный тираж более 5 млн. экземпляров.



Выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:
1. Восприятие эмоций - способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.
2. Использование эмоций для стимуляции мышления - способность человека (главным образом бессознательно) активировать мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор
3. Понимание эмоций - способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, прогнозировать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции в отношениях, понимать сложные чувства.
4. Управление эмоциями - способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятия решений и выборе своего поведения.

Процесс развития эмоционального интеллекта имеет свои особенности в каждый возрастной период жизни. Основные структурные элементы эмоционального интеллекта начинают развиваться в младшем школьном возрасте. В отличие от IQ, эмоциональный интеллект можно развивать в любом возрасте. если логические способности развивают до 17 лет, максимум до 25 (вот почему так важно не упустить этот период в образовании), то пик развития EQ - это 40 лет.

Если представить себе айсберг, то его надводная часть - это IQ (логические способности), а подводная - EQ (эмоциональные). Исследования показали, что коэффициент интеллекта влияет на успешность человека от 4% до 25%, остальные - 75% - это «заслуга» развитого эмоционального интеллекта EQ.

Эмоциональный интеллект и лидерство

Известно, что большинство лидеров имеют развит эмоциональный интеллект, ведь именно эмоциональный интеллект позволяет понимать эмоции и мотивы других людей и эффективно управлять ими.
Личность с высоким ЕQ проявляет инициативу, находит выходы из сложной ситуации и конструктивно решает проблемы. Характерный признак хорошо развитого эмоционального интеллекта - доброжелательность. Обладатель высокого EQ приятный в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточный и независимый, он реалистично оценивает свои способности.
EQ не связан с «эмоциональностью» в привычном для нас понимании. Эмоциональный, темпераментный человек может обладать низким EQ - не осознавать свои эмоции и чувства других людей. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта, понимая и анализируя как свои собственные эмоции, так и эмоции окружающих.

«IQ - это сколько у тебя в голове, а EQ - это сколько у тебя в сердце».

Человек с высоким EQ действует как эмоциональный магнит: окружающие тянутся к нему. Такой человек часто становится лидером, ведет за собой потому что, во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.
Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, "читать их как книгу". А это значит - находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.

Лидеру не обязательно иметь высокий IQ. Его EQ позволяет ему окружать себя умными людьми и использовать их гениальность.
Один из замечательных последствий развития эмоционального интеллекта - уменьшение негативных эмоций. Эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, вместо того, чтобы испытывать их длительное время.

Движение к любой цели заставляет человека столкнуться лицом к лицу с множеством страхов и сомнений. Человек с низким эмоциональным интеллектом, вероятно, свернет в сторону под их натиском. Человек с развитым эмоциональным интеллектом встретится лицом к лицу со своими страхами и поймет: не все так страшно, а значит продолжит медленное движение вперед. У человека с высоким эмоциональным интеллектом просто не будет внутренних тормозов, он быстро  разберется со страхами и будет с радостью двигаться к своим целям. Таким образом, навык понимания своих эмоций непосредственно связан с эффективностью достижения своих целей.

Личная эффективность - прямое следствие развития эмоционального интеллекта. на личную эффективность можно смотреть с разных точек зрения: таймменеджмент, дисциплина, религия, мотивация, планы и цели.
Эмоциональный интеллект затрагивает весь жизненный цикл развития человека: от
 от бесцельного блуждания во тьме к эффективной реализации своих намерений.

И все это сводится к одной простой на слух, но невероятно сложной на практике идее: понимание своих чувств и эмоций.

«Благодаря IQ вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ - делаете карьеру».

Эмоциональный интеллект не является чем-то кардинально отличным от того, что измеряется с помощью IQ. Это также ментальная способность, с помощью которой осуществляется переработка особого типа информации - информации эмоциональной. Тем не менее, IQ и EQ - два разных фактора жизненных достижений.
Замечено, что люди с высоким IQ, но невысоким EQ часто не в полной мере используют свой потенциал и теряют шансы на успех потому, что мыслят и общаются неконструктивно.

Основы EQ формируются еще в раннем детстве, и существует множество факторов, как биологических, так и социальных, которые способствуют развитию (или наоборот - подавлению) эмоционального интеллекта. Одним из важных факторов является уровень EQ
родителей. Чем выше уровень эмоционального интеллекта у родителей, тем более высокие
показатели эмоционального интеллекта у их детей. Согласно теории Д.Гоулмана, карьерные и материальные успехи есть, как правило, следствием высокого эмоционального интеллекта.

Известно, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться негативным эмоциям. Если человек обладает подобными способностями, то они распространяются на все жизненные ситуации.



Развитие EQ



1.  Каждый раз, когда перед человеком появляется любое дело, у него есть две альтернативы: сделать дело или отступить.
Первое решение повышает эмоциональный интеллект, второе - снижает.
Некоторые сложные дела вызывают у вас негативные эмоции. Если вы беретесь за такое дело, неприятные эмоции стоят у вас перед глазами на протяжении всей работы. Если вы решаетесь копнуть глубже, понять причины - негативные эмоции исчезают. Таким образом, "взять и сделать" - уже много веков является эффективной стратегией для работы над собой, для развития EQ.

2. Движение и спорт. Неосознанные эмоции скрываются в мышцах и подавляют человека. Особенно это касается спины и шеи. Поэтому утренняя зарядка, массаж, а тем более профессиональный спорт позволяют выбить из тела это  ненужное бремя, избавиться от давления и смотреть на мир более осознанно.

3. Планирование
" Планы бесполезны, планирование бесценно".Джим Коллинз. От хорошего к великому.

Планирование позволяет встретиться лицом к лицу с реальностью этого мира. И если планирование вызывает у вас лень, страх или другие негативные эмоции - для вас это отличная возможность посмотреть им в глаза. Посмотреть и понять, что их не существует. И сделать очередной шаг в работе над собой. Идеальных планов не существует, каждый план будет меняться. Зато планирование можно рассматривать как инструмент избавления от внутренних тормозов и сомнений, после которого достижения цели становится простым и веселым занятием.

4. Медитация. Один из типов медитации - пассивное наблюдение за своими мыслями. Такая медитация позволяет "поймать за хвост" любые негативные эмоции, разобраться в их причинах и понять их смехотворность. медитацию можно сравнить с налаживанием программы. Правда в отличие от компьютерного программирования, результатом такой отладки является избавление от лишних инструкций, которые вызывают негативные эмоции. другими словам, медитация - это депрограммирование.

5. Стиль жизни. Одни люди выполняют заложенную программу, живут ради безопасности, контроля и одобрения. Другие постоянно задают вопросы и пытаются понять свою истинную природу. Загляните в свои чувства и узнайте, какую правду они от вас скрывают. EQ UP!



Исследование ЕQ


В условиях психологической лаборатории для исследования степени эмоций часто используются методики регистрации электроэнцефалограммы, пульса, артериального давления и других физиологических, а также биохимических параметров при различных эмоциональных нагрузках. Определенная независимость от воли возникновения реакций со стороны внутренних органов при воздействии стимулов, вызывают эмоции, легла в основу создания детекторов лжи;, то есть специальных приборов (полиграф), которые регистрируют различные телесные проявления эмоций.

Полиграфические методы исследования приобрели большую распространенность в разных
психофизиологических исследований. Кроме экспериментальных методов изучения эмоций в психологии стали часто использовать разного рода опросники, кинофотосъемку для
регистрации мимики, позы тела и других выразительных движений, сопровождающих эмоции
человека.
Некоторые данные об эмоциональной сфере человека дают тесты изучения темперамента и личности, опросники выраженности тревоги, наличия депрессии. Могут быть полезными для оценки эмоциональной сферы и ряд других методик экспериментально-психологического исследования: изучение уровня притязаний, тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, метод "чернильных пятен" Роршаха, тест "портретов" Сонди, цветовой тест Люшера, исследование понимания эмоционального подтекста в рассказе, исследования юмора и другие.


Исследование корреляции EQ с показателями успеваемости учащихся

Для оценки эмоционального интеллекта учеников была использована методика Николаса Холла - это опросник диагностики "эмоционального интеллекта", включающий инструкцию и 30 утверждений (высказываний).
Опросник содержит 5 шкал:
1) эмоциональная осведомленность,
2) управление своими эмоциями
3) самомотивация
4) эмпатия (сопереживание, понимание внутреннего мира или эмоционального
состояния другого человека)
5) распознавание эмоций других людей.
\
Ключ к методике Холла на эмоциональный интеллект.
Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
Шкала «Управление эмоциями других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

На каждое высказывание существует 6 вариантов ответов, которые оцениваются по балльной системе. Вариабельность ответов от «Полностью не согласен» (-3 балла) до «полностью согласен »(+ 3 балла).
По каждой шкале рассчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данный эмоциональное проявление.
Интерпретация. Уровни парциального (отдельно по каждой шкале) эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов: 14 и более - высокий; 8-13 - средний; 7 и менее - низкий.

Интегративный (сумма по всем шкалам) уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателями: 70 и более - высокий; 40-69 - средний; 39 и меньше - низкий.
Исследование проводилось в коллективе (6Б - 13, 7А - 20 детей). ученикам предлагалось ответить на высказывания в соответствии с инструкцией, размещенной в опроснике.

Оценка результатов была проведена по двум параметрам, а именно: управление своими эмоциями и интегративный, то есть общий уровень.
В работе мы пытались подтвердить или опровергнуть такое предположение: чем лучше ученик руководит собственными эмоциями, чем выше показатель его эмоционального интеллекта, тем лучше его показатели в учебе.

Результаты исследований.



Уровень /уровень управления собственными эмоциями, интегративный уровень/

Высокий 1 (7,7%) 3 (23,1%)
Средний 2 (15,4%) 2 (15,4%)
Низкий 10 (76,9% 8 (61,5%)

Понимают свои эмоции, что будет способствовать достижению цели - 4 (36,4%)
Понимают свои эмоции, но ничего не делают для достижения цели - 2 (18,4%)
Не понимают своих эмоций - 5 (45,5%)

Корреляция между успешностью обучения,  умением управлять собственными эмоциями и общим показателем эмоционального интеллекта отсутствует (смотреть графики и расчеты, приложение 2).



Высокий 1 (%)
Средний 1 (%) 7 (35%)
Низкий 18 (76,9% 13 (65%)

Понимают свои эмоции, что будет способствовать достижению цели - 2 (10%).
Не понимают своих эмоций - 18 (90%)

Корреляция между успешностью обучения и умением управлять собственными эмоциями
и общим показателем эмоционального интеллекта отсутствует (смотреть графики и расчеты, приложение 3).

Таким образом, статистическую связь между исследуемыми свойствами установить не удалось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий