«Послушный ребёнок может
окончить школу с золотой медалью, но ему неинтересно жить». Юлия
Гиппенрейтер о том, как воспитать ребёнка счастливым
16
августа 2016
Родители не должны мешать ребёнку
проявлять любознательность и самостоятельность, если они хотят вырастить
счастливого человека. Об этомрассказала известный
детский психолог Юлия Гиппенрейтер на встрече с родителями
в рамках проекта «Традиции детства».
Материалы встречи, на которую пришли более 200 человек, опубликовало
издание Pravmir.ru.
«Как сделать так, чтобы ребенок выучил
уроки, убирал игрушки, чтобы ел ложкой, а не лез пальцами
в тарелку, и как избавиться от его истерик, непослушаний, как
сделать так, чтобы он не грубил» — эти вопросы, по словам
Гиппенрейтер, родители задают очень часто. И однозначных ответов нет
ни на один из них. Взаимодействие взрослого
и ребёнка — это сложная система мыслей, установок, эмоций
и привычек. В их основе лежат кардинальные принципы, которые
зависят от того, каким родители хотят вырастить своего ребёнка.
«Начать надо с того, каким человеком
вы хотите, чтобы вырос ваш ребёнок. Конечно, у каждого есть
в уме ответ: счастливым и успешным. А что значит
успешным?» — Гиппенрейтер объясняет, что материальное и эмоциональное
благополучие — это разные вещи. «Может быть, счастливый человек
не очень высоко социально или финансово взобравшийся? Может. И тут
приходится думать, на какие педали надо нажимать в воспитании
ребёнка, чтобы он вырос счастливым».
Психолог рассказала об исследовании
Маслоу, который изучал биографии счастливых людей — тех, кто получал
удовлетворение от жизни. Маслоу отметил несколько черт, свойственных этим
людям. Они были оптимистичны, доброжелательны, имели небольшой круг верных
друзей и глубокие взаимные чувства в романтических отношениях.
У таких людей была хорошая самооценка — не завышенная
и не заниженная — и работа давалась им легко, так как
труд они воспринимали скорее как игру. «Хотелось бы вам так жить?
— спрашивает Гиппенрейтер. — Мне бы очень хотелось».
Дети рождаются с потенциалом
к такой жизни, считает психолог. «В детей заложен потенциал
не только психофизиологический в виде определенной массы мозга.
У детей есть жизненная сила, творческая сила. <...> И вот если
нарисовать кривую развития человека, то вначале она круто идёт вверх,
потом замедляется, может остановиться и даже падает вниз. Для того чтобы
кривая жизни росла вверх и во взрослом возрасте, нужно в самом
начале поддерживать живые силы ребёнка. Давать ему свободу развиться».
Давать свободу — значит
не мешать ребёнку проявлять любознательность. «Ребёнок хочет всюду
залезть, что-то сломать, что-то разбить, что-то бросить, в чём-то
испачкаться, залезть в лужу и так далее. В этих пробах,
в этих всех стремлениях он развивается, они необходимы. Самое
печальное, что это может угасать. Угасает любознательность, если ребёнку
говорят не задавать глупых вопросов: „Вырастешь — узнаёшь“. Ещё можно
говорить: „хватит тебе дурацкими делами заниматься“».
В то же время участие родителей
в развитии любознательности у ребёнка может оказать обратный эффект
и погасить его стремление к развитию. «Мы даем не то, что
ребёнку сейчас надо. Может быть, что-то от него требуем. Когда ребёнок
проявляет сопротивление, мы его тоже гасим. Это по-настоящему
ужасно — гасить сопротивление человека». Наказание, по словам
психолога, — это давление на ребёнка. «Наказание возникает,
когда я, родитель, хочу одного, а ребёнок хочет другого, и я хочу
его продавить. Если не делаешь по моей воле, то я тебя
накажу или подкормлю: за пятёрки — рубль, за двойки —
плётка».
Юлия Гиппенрейтер просит очень внимательно
и осторожно подходить к вопросам раннего развития детей. «Сейчас
стали распространяться методики раннего развития, раннего чтения, ранней
подготовки к школе. Но дети должны до школы играть!».
Люди, которых изучал Маслоу, играли всю
жизнь. Среди них был Ричард Фейнман — физик и лауреат Нобелевской
премии. В своей книжке Гиппенрейтер рассказала, как его воспитывал отец,
простой торговец рабочей одеждой: «Он ходил с ребёнком
на прогулку и спрашивал: как ты думаешь, почему птицы чистят
перышки? Таким образом отец воспитывал в сыне любознательность». Она
цитирует слова Фейнмана о своем детстве: «Я всё время играл, мне было
очень интересно всё вокруг, например, почему из крана идёт вода.
Я думал, по какой кривой, почему там кривая — не знаю,
и я стал её вычислять, наверняка она уже давно вычислена,
но какое это имело значение!».
Советуя родителям не вмешиваться
в свободную игру ребёнка, Гиппенрейтер вспоминает рекомендации Марии
Монтессори, автора собственной педагогической методики. «Монтессори говорила:
не вмешивайтесь, когда ребёнок чем-то занимается, дайте ему это делать,
не перехватывайте у него ничего — никакое действие,
ни завязывание шнурков, ни карабканье на стульчик.
Не подсказывайте ему, не критикуйте, эти поправки убивают желание
что-то делать. Дайте ребёнку повозиться самому. Должно быть огромное уважение
к ребёнку, его пробам, его усилиям». Торопиться поправлять ребёнка
и делать что-то за него не нужно — раздумья
и самостоятельные попытки для дошколят важнее правильных ответов.
В противном случае родители рискуют
погасить в детях любознательность и способность к саморазвитию.
«Получается, начиная с возраста, когда ребёнок карабкается
на стульчик, ребёнок слышит — а давай я тебя подсажу.
Дальше в школе родители продолжают контролировать. Если дети не будут
слушаться, то мы их накажем, а если они будут слушаться,
то станут скучными и безынициативными. Послушный ребёнок может
окончить школу с золотой медалью, но ему неинтересно жить. Тот
счастливый, успешный человек, которого мы в начале нарисовали,
не получится. Хотя мама или папа очень ответственно подходили к своим
воспитательным функциям. Поэтому я иногда говорю, что не надо воспитывать
ребёнка».
Гиппенрейтер уже не раз говорила
о том, что у родительской заботы должны быть границы. В июне
в студии «Дождя» она объяснила, что
непременного вмешательства требуют только те ситуации, в которых речь идет о сохранности жизни ребёнка. Чем старше
он становится, тем больше ему нужно разрешать делать самому.
Юлия
Гиппенрейтер — профессор МГУ, доктор психологических наук и автор
учебных пособий по психологии. Её книга «Общаться с ребенком.
Как?» стала бестселлером среди книг по воспитанию детей.
В тексте «Воспитание
ребенка — это не дрессура» автор «Мела» Дина Бойко
рассказывает о главных тезисах, которые можно почерпнуть из книги
Гиппенрейтер.
http://mel.fm/news/2016/08/16/childcuriosity
Комментариев нет:
Отправить комментарий